Происходящее в мире авто

Происходящее в мире авто

Колеса для фронта: «Шишига» ГАЗ-66 — вечное проклятие нашей армии?

AliExpress WW

Колеса для фронта: «Шишига» ГАЗ-66 — вечное проклятие нашей армии?

Мощные КамАЗы разных модификаций, красивые и не менее энерговооружённые капотные «Уралы» — вроде как с грузовиками в российской армии всё очень даже неплохо. Отчасти да, но вот лёгких и средних не хватает. Точнее, они есть, но ещё родом из СССР — ничего нового с тех пор промышленность не осилила. И, судя по всему, изменений к лучшему ждать тут не приходится.

В своё время полноприводный грузовик ГАЗ-66 считался одним из лучших в мире, на многочисленных сравнительных тестах его вовсю хвалили эксперты всех стран. Но они же отмечали и очевидные изъяны данного авто — ужасную эргономику, тесную кабину, недостаточную мощность мотора и его адскую прожорливость. Иными словами, всё хорошо, даже отлично, «но есть нюансы». Очень неприятные.

Причём порой и критичные. Из-за слабенького моторчика «шишига» даже на пониженной передаче не может взять крутой подъём, а чрезмерный аппетит ДВС накладывает ограничения на мобильность авто. К тому же машина довольно нетороплива, а в современной маневренной войне нужны скорости побольше.

Ничего нового в Нижнем Новгороде разрабатывать даже не пытаются, по сути, производство ГАЗ-66 продолжается. Правда, называется он нынче «Садко», точнее, уже даже «Садко NEXT». Но всё то же самое — рама, мосты, раздаточная коробка, разве что МКПП немного изменилась. Мотор вот — совсем другой, кабина — тоже.

Капотная кабина в «Садко» вполне просторна и удобна, а рычаг переключения КПП теперь на привычном месте. Более того, есть 7-местная модификация, при этом кузовок, конечно, покороче. Но и такая версия машины армейцам вполне сгодится.

Хуже другое — кабина китайская, и все её комплектующие, включая большие фары сложной формы, тоже. Это уже не говоря про приборную панель и прочие внутренности. На ГАЗе разучились штамповать кузовные детали?

Не разучились, просто олигархическому бизнесу так удобней, да и лишний повод прогнуться перед Западом. Вот, какие мы хорошие — не развиваем в России никакого производства, наоборот, переводим завод на «отвёрточную сборку». Пока не полностью, но процесс идёт.

Неприятно, но с мотором ситуация ещё хуже. На потомка ГАЗ-66 нынче ставят дизель ЯМЗ-53443 мощностью 150 л.с. с крутящим моментом чуть менее 500 Нм. Вроде как очень неплохие характеристики, хотя, конечно, можно было бы выдать и нечто более злое.

Довольно распространённая самоделка — установка на «шишигу-next» мотора КамАЗ-740 и его родной КПП, такие машины есть, в том числе, в зоне СВО. Двигатель и более мощный, и «безмозглый» — с механической топливной аппаратурой. К тому же на него всегда можно найти запчасти, и ремонтники его отлично знают.

Гибрид с установленными большими колёсами имеет отличную проходимость, обладает прекрасной динамикой, на него можно даже навесить лёгкое бронирование. По сути, именно такое развитие конструкции было бы очень актуально, к тому же его легко реализовать — опыта на сей счёт хватает, есть и чертежи.

Однако кооперация между ГАЗом и КамАЗом вряд ли возможна — разные собственники, разные задачи. В Нижнем просто зарабатывают деньги, а завод в Набережных Челны государственный. Конфликт интересов, однако.

ЯМЗ-53443, конечно, неплох, но топливная аппаратура там электронная и, как несложно догадаться, импортная. Евро-5 и всё такое, что для армии совершенно неактуально. Однако данного дизеля с простым мехТНВД не было и нет, даже информация о подобных разработках отсутствует. Что как-то не внушает оптимизма…

Сама по себе конструкция ГАЗ-66 имеет резервы для модернизации, тут стоит вспомнить, что Mercedes Unimog тоже выпускается уже чёрт знает сколько десятилетий. Его постоянно улучшают, то же самое можно сделать и с «шишигой». Но пока тут всё как-то совсем не оптимистично.

Автозавод имени Лихачёва уничтожен, предприятия больше нет, замены ЗиЛ-131 тоже. Среднетоннажных грузовиков с колёсной формулой 6×6 нет и не предвидится. Белорусы нам тут тоже ничем помочь не в состоянии — на МАЗе аналогичные разработки отсутствуют. Равно как и в РФ. Что тут делать — непонятно, пока выручает советское наследие. Но оно не вечно и не бесконечно. Проблему нужно решать, но как — вопрос.

Еще немаловажный атрибут армейской машины — кунг. Будка с печкой, спальными местами, с генератором — вариаций уйма. КУНГ расшифровывается как «кузов универсальный нулевого (нормального) габарита». Существует более сотни типоразмеров этих конструкций, именно их ставят на шасси отечественных армейских грузовиков уже около 80 лет.

С советских времён тут ничего особо не поменялось, данные изделия актуальные и по сей день. Начинка фургонов, бесспорно, стала гораздо более разнообразной. В том числе, появились мобильные пункты управления БПЛА, а также противодействия оным. Последние порой можно встретить около крупных российских городов.

Увы, многие созданы на базе обычных «ГАЗелек», хотя было бы логично поставить их на полноприводные шасси. Таковые есть — «ГАЗель» и «Соболь» с колёсной формулой 4×4 выпускаются. Но по ряду причин они не очень популярны, да и «полная» проходимость этих авто довольно условная. Для армии требуется некое специальное шасси на той же самой базе, причём его соорудить можно быстро и особо не напрягаясь.

Колёсики побольше, соответственно, другие главные пары в мостах, кунг одного их стандартных советских типоразмеров — например, как для ГАЗ-52/53. А то ведь сейчас порой городят всякий лютый «колхоз»… Ничего особо придумывать не нужно, всё есть. Непонятно только что делать с мотором, на армейскую технику положено ставить ДВС без электроники. Дизельная «ГАЗель» («Соболь») в природе существует, но на них ставят лицензионные китайские Cummins ISF 2.8 с Common Rail. «Безмозглых» отечественных моторов нет и не предвидится.

Собственно, никто никаких задач и не ставит, во всяком случае, ни о чём подобном не слышно. По идее, российская армия должна периодически объявлять конкурсы на всякие транспортные средства, в том числе на различные грузовики. Между прочим, в СССР всё именно так и было, заводы и из КБ соревновались между собой за крупные заказы. И как раз благодаря этой «тоталитарной» системе в российской армии до сих пор есть грузовики, тогда как современный бизнес за 30 лет тут ничего не родил.

Источник

AliExpress WW

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *